Новости
/ Эксперты о современном образовании: «Научиться пользоваться технологиями недостаточно – нужно разрабатывать совершенно новые методы обучения»

Эксперты о современном образовании: «Научиться пользоваться технологиями недостаточно – нужно разрабатывать совершенно новые методы обучения»

12
февраля
2021
Эксперты о современном образовании: «Научиться пользоваться технологиями недостаточно – нужно разрабатывать совершенно новые методы обучения»
Управление международного развития РАНХиГС продолжает серию бесед с ведущими международными экспертами о трендах и перспективах международного образования, начатую в 2020-м году. В этот раз своим взглядом с сайтом РАНХиГС на тему интернационализации образования делятся директор офиса по международному развитию Грацского университета имени Карла и Франца в Австрии Сабин Пендл и заместитель директора Европейской Ассоциации международного образования (European Association for International Education (EAIE) по исследованиям Лоре Рамбли.

«Сегодня мы хотим поделиться мнением об интернационализации, высказанным нашими давними партнерами по международной работе в области высшего образования, представителями EAIE, – говорит директор по развитию международного образования и сотрудничества РАНХиГС Лариса Тарадина. – Вот уже более 30 лет ассоциация является одной из ведущих платформ для налаживания связей и стратегических обменов в области международного высшего образования, нацеленных на стимулирование развития интернационализации высшего образования в Европе. Ассоциация аккумулирует передовой опыт, поддерживает обмен лучшими практиками среди университетов. Мы высоко ценим сотрудничество нашей Академии с экспертами EAIE. И благодарны Сабин Пендл, предыдущему президенту EAIE, в настоящее время – директору офиса по международному развитию Грацского университета имени Карла и Франца в Австрии, и заместителю директора EAIE по исследованиям Лоре Рамбли, которые поделились с нами своим взглядом на развитие международного образования в мире».

Как пандемия изменила ландшафт международного образования

Пандемия COVID-19 напомнила нам о нашей фундаментальной приверженности программам обмена и зависимости от физической мобильности как основного компонента международного образования. Пандемия либо буквально лишила многих студентов и ученых такой возможности, либо существенно ограничила ее – как по времени, так и по расстоянию.

Студенческая мобильность в Европе не прекратилась полностью, однако перемещения на большие расстояния стали более проблематичными. Ситуация эта, скорее всего, долго не продлится – межконтинентальная мобильность с большой вероятностью восстановится, когда пандемию удастся взять под контроль. Тем не менее, большие расстояния между странами и образовательными учреждениями стали и могут быть в дальнейшем источником уязвимости в подобных обстоятельствах. С другой стороны, данная ситуация может стимулировать развитие более локализованных и региональных подходов к мобильности.

Конечно, сфера международного образования серьезно изменилась из-за вынужденного использования онлайн-коммуникаций в преподавании, обучении, профессиональном

развитии и в других сферах нашей жизни. Преподаватели быстро адаптировались новые технологии и занятия продолжились. Однако оказалось, что научиться пользоваться технологиями недостаточно – нужно разрабатывать совершенно новые методы обучения, более эффективные в новых условиях.

Для разработки и внедрения новых методов потребуется много времени и усилий не только преподавателей, но и поддержка со стороны администрации и студентов. То же самое касается служб поддержки студентов, которым нужно разработать новые методы взаимодействия со своими подопечными. Жизненно важным шагом стал перенос очных занятий в онлайн-формат. Мы много лет «заигрывали» с современными технологиями, и вдруг мы оказались вынуждены использовать в полном объеме и уже в процессе выяснять возможности и ограничения их применения. Однако, чтобы в полной мере удовлетворить потребности студентов, сотрудников и всех участвующих сторон, а также повысить качество образования, нам следует придумать новые методы предоставления виртуальных услуг.

Новые возможности наступившего времени

Люди и учреждения оказались буквально выброшенными на неизвестную территорию, где их ожидали захватывающие открытия. В частности, многие удивились тому, как быстро мы осваиваем новые технологии и насколько активно мы можем отстаивать интересы международного образования. Признавать и понимать все это – невероятно важно.

Осознание силы профессионального сообщества и уверенности в ценности и важности международного образования можно даже считать нашей новой «сверхвозможностью».

Есть и более ощутимые плюсы. Появились новые разнообразные формы сотрудничества – виртуальные, гибридные, гибкие и др., которые были успешно разработаны, протестированы, внедрены и теперь будут использоваться постоянно. Мы быстро начали модифицировать и улучшать даже наработки, появившиеся в период пандемии. Мы так многому научились за этот нелегкий период, и это, в свою очередь, дало нам новую энергию для дальнейших инноваций и экспериментов.

Хотя большинство известных специалистов в области международного образования говорят о 2020-м как о невероятно напряженном периоде в профессиональном плане, мы также знаем, что некоторые коллеги нашли новые возможности для достижения более здорового баланса между работой и личной жизнью. Из-за невозможности перемещений – будь то ежедневные поездки в офис или многодневные командировки – многие из нас получили возможность оценить огромную пользу такой «неподвижности». В частности, у коллег-ученых появилась бесценная возможность заниматься исследованиями и написанием работ, не переключаясь на другие задачи.

Исследования в области международного высшего образования, а также в других областях могут получить от новых реалий «дивиденды» в виде публикаций. Однако у этой ситуации есть и обратная сторона: многие наши коллеги (особенно – и, надо отметить, несправедливо – женщины) часто оказывались между двух огней – необходимостью работать из дома и заниматься маленькими детьми, лишенными школьных и внеклассных мероприятий из-за ограничительных мер в связи с пандемией.

Следует также отметить, что некоторые страны и учреждения, которые смогли оставаться частично открытыми при принятии соответствующих санитарно-эпидемических мер, явно получили определенные преимущества.

Что ждать в ближайшем будущем

В Европе в 2021 году планируется запуск нового этапа программы Erasmus+, который продлится до 2027 года. В соответствии с целями этой инициативы мы прогнозируем в следующем году рост возможностей для проведения более широкого круга виртуальных мероприятий, в частности «зеленой мобильности», и повышенное внимание к вопросам инклюзивного образования.

Мы также рассчитываем на эффективное развитие межведомственного партнерства: за последние два года инициатива европейских университетов заложила прочную основу для этого направления деятельности. Мы ожидаем увидеть расширение рамочных условий, необходимых для продвижения таких договоренностей к следующим этапам, так и полную адаптацию к сложившимся реалиям этой сложной, но захватывающей работы.

Также мы ожидаем увидеть более продуманные «версии 2.0» многих инноваций, которые учебные заведения опробовали в 2020 году. Вот значительная часть уроков, извлеченных из этого опыта: особенности проведения онлайн-курсов; предоставление студентам поддержки в условиях удаленного обучения; распространение важной информации среди будущих студентов и их семьей; быстрое и активное взаимодействие с национальными и местными властями по вопросам интернационализации; управление международными офисами, работающими в сложных и очень нестабильных условиях. Все это, скорее всего, позволит международному образованию стать еще более устойчивой и открытой системой для реализации творческих решений.

Мы считаем, что жизненно важная роль таких структур, как Европейская ассоциация международного образования (EAIE), будет расти и в дальнейшем. Уверены, возможность полагаться на работу таких ассоциаций будет как никогда важна в период постоянных колебаний и нестабильности в нашей отрасли, поскольку в этом и состоит наша задача – поддерживать друг друга и делиться передовым опытом, который может подтолкнуть к значимым положительным изменениям.

И, наконец, – при том, что, как оказалось, многие вещи можно с успехом делать без физических перемещений, мы все же надеемся, что наступивший год позволит нам по достоинству оценить возможности и безусловные преимущества личных встреч. Решения о поездках будут приниматься очень взвешенно, но, если такое решение будет принято, полученные возможности будут использоваться с максимальной эффективностью.




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Контактная информация
1413865, Саратовская область,
г. Балаково, ул. Чапаева 107
Телефон: +7(8453) 44-13-71
Факс: +7(8453) 44-13-71
E-mail: blk@ranepa.ru

Приемная комиссия
1413865, Саратовская область, г. Балаково, ул. Чапаева 107. Отдел по обеспечению работы приемной комиссии и ДПО (каб. 304, 3 этаж).
Телефон: +7 (8453) 44-27-13
E-mail: pcom.ranhigs.bf@gmail.com
Группа вконтакте: vk.com/abiturient_rane_bf
Пресс-служба
Телефон: +7 (8453) 46-21-96
E-mail: monakhova-yv@ranepa.ru
Телефонный справочник
Контакты

Президентская академия – национальная школа управления