Новости
/ Эксперты проанализировали влияние последствий пандемии коронавируса на рынок труда

Эксперты проанализировали влияние последствий пандемии коронавируса на рынок труда

21
мая
2020
Эксперты проанализировали влияние последствий пандемии коронавируса на рынок труда

Рост безработицы, конкуренция за рабочие места и несоответствие на практике норм трудового законодательства текущим условиям. Что ждет рынок труда после пандемии коронавируса и как обстоят дела сегодня? Создавшуюся ситуацию предметно разобрали участники вебинара «Влияние последствий пандемии коронавируса на рынок труда в России: анализ и перспективы». Организатором онлайн-встречи выступил Центр программ МРА Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС.

К участию в дискуссии пригласили специалистов сферы: главу представительства Coleman Services UK Ltd Ольгу Банцекину, заместителя директора Центра подготовки руководителей̆ цифровой̆ трансформации ВШГУ РАНХиГС Наталью Гаркушу, декана факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС Илью Шебуракова, HR-директора АНО «Платформа Национальная технологическая инициатива» и АНО «Университет 20.35» Алену Гейдт, а также заместителя директора ИГСУ РАНХиГС Руслана Корчагина. Модератором встречи стал заместитель руководителя Аппарата Общественной палаты Российской Федерации Александр Юхно.

Ольга Банцекина представила результаты комплексного анализа рынка труда в России. По данным эксперта, к переходу в кризисной ситуации на удаленную работу были готовы не все, но почти все быстро сориентировались. Данные опроса показали, что треть респондентов перевела на удаленку около 75% работников (исследование KPMG). 96% работодателей, которые справились с введением дистанционных форм организации труда, заявили, что у них достаточно ресурсов для поддержания процессов в удаленке (исследование EY).

Ольга Банцекина представила и такие данные: 17% сотрудников компаний, которые участвовали в исследовании, отмечают, что стали работать лучше. Около половины опрошенных считают, что эффективность осталась на докризисном уровне. (опрос hh.ru)

«Интересно, что 57% опрошенных хотели бы продолжать работать удаленно и после окончания пандемии. Поклонники удаленного формата отмечают, что не надо тратить время на дорогу до офиса и обратно, дома меньше отвлекающих факторов, они могут быстрее и глубже погрузиться в работу. А вот противники пожаловались на родственников, которые мешают сосредоточиться на работе, на отвлекающие факторы в виде домашних дел и даже отметили, что дома работать попросту лень», – рассказала эксперт.

Также она подчеркнула, что в экстренном переходе на удаленку возникли сложности с пониманием, что такое нерабочие оплачиваемые дни: разъяснения Минтруда, Роструда и Роскомнадзора, по мнению эксперта, были несвоевременными и недостаточными. Также для многих компаний стало помехой в удаленной работе отсутствие цифровых подписей.

Илья Шебураков представил результаты исследования факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС. Рассказал, как подготовиться к следующей ступени карьерной лестницы, ориентируясь на модель управленческих метакомпетенций, которая состоит из трех составляющих управленческой готовности: лидерской, менеджерской и экспертной. Для этого необходимо сфокусироваться на развитии следующих компетенций: умении мотивировать, заряжать, мыслить масштабно и стратегически, работать в команде, развиваться и анализировать происходящее.

«Руководитель на разных уровнях должен обладать всеми этими тремя качествами. Интересно, что чем выше управленческий уровень, тем выше уровень именно экспертной готовности. И примерно на одинаковых уровнях лидерская и менеджерская готовность», – рассказал эксперт.

По его мнению, в условиях удаленной работы и кризиса сложнее всего сохранять и развивать лидерскую составляющую, поскольку отсутствует прямой контакт с командой. С живой аудиторией проще. Поэтому руководителям предстоит прорабатывать именно эту готовность.

Об опыте и сложностях при формировании цифровых команд и распределении ролей в условиях цифровой трансформации рассказала Наталья Гаркуша. По ее словам, на этом пути важны организационные изменения.

«Организационная структура органов госуправления требует ​изменений, прежде всего из-за новой активно масштабируемой реальности в оказании госуслуг: минимизации участия человека при оказании государственных услуг; оказании услуг в онлайн режиме с автоматическим осуществлением межведомственных запросов. Гражданин не должен даже задумываться о том, какие необходимы справки, какие подтверждающие документы надо собрать для получения госуслуги. Все должно происходить автоматически. Данные тенденции требуют перестройки организационных механизмов, грамотного подбора цифровых команд в органах власти для запуска процессов создания и развития цифровых продуктов и услуг — от этапа генерации идей до первых пилотов и дальнейшего тиражирования. При этом цифровизация самих органов власти невозможна без пересмотра существующих процессов и операционной деятельности.  Важно, чтобы текущие процессы не воспринимались как канон и не автоматизировались без оптимизации. Иначе цифровизация хаоса приведет к цифровому хаосу», – уверена эксперт.

О профессиях и компетенциях будущего участникам вебинара рассказала HR-директор АНО «Платформа Национальная технологическая инициатива» и АНО «Университет 20.35», эксперт Института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС Алена Гейдт.
«Будущее наступает быстрее, чем мы предполагали. Я давно уже стала фанатом такого проекта, как “Атлас будущих профессий” – там в очень понятной форме указаны компетенции будущего и профессии, которые будут востребованы лет через 10-15. В первом издании мы читали о таких профессиях, как, например, комьюнити-менеджер, менеджер по работе с сообществами. Что это такое, никто не понимал. А сегодня они востребованы – их ищут работодатели! Что можно сделать каждому для развития в меняющихся условиях уже сейчас – пройти диагностику, получить рекомендации по построению персональной траектории развития в цифровой экономике и начать обучение на сайте Университета 2035» – рассказала эксперт.

Также Алена Гейдт рассказала о надпрофессиональных навыках:

«Это те компетенции, которые точно следует изучить и развивать. Например, мультиязычность, мультикультурность, навыки межотраслевой коммуникации, клиентоориентированность, работа в режиме высокой неопределенности и быстрой сменяемости целей и задач. Есть и совсем неожиданные, но крайне важные навыки. Например, способность к художественному творчеству. На эту компетенцию уже обращают внимание во многих западных компаниях: важно, чтобы сотрудники развивали себя с точки зрения эмоционального интеллекта, развивали другой взгляд на вещи и за счет этого становились продуктивными».

В завершение дискуссии своим взглядом на ситуацию поделился заместитель директора ИГСУ Руслан Корчагин. Он озвучил данные опроса, который проходил в чате в течение всего вебинара.

«Участники встречи охарактеризовали нынешнюю ситуацию на рынке труда такими словами, как неопределенность, кризис и ожидание. Как с этим справляться? Самоопределение, самоорганизация и синхронизация», – уверен эксперт.

По его мнению, одна из стратегий борьбы с неопределенностью – коммуникация.

«Коммуницируем и снижаем неопределенность.  Также необходимо продолжить обсуждать эмоциональную составляющую человека. Эти моменты могут лечь в основу технологий иного уровня», – подчеркнул Руслан Корчагин.

Итоги вебинара подвел его модератор Александр Юхно. Он структурировал выводы, отметив, что последствием пандемии стало изменение рынка труда и подходов к управлению персоналом. Также кризис ускорил осознание формирующихся трендов.

«Рынок труда становится все более сложным, а гибкие технологические решения обусловливают необходимость постоянной готовности к переменам. Работникам необходимо постоянно учиться и развиваться, в том числе междисциплинарно, выстраивая свою траекторию профессионального и личностного развития», – резюмировал А. Юхно.




<<



Анонсы

Все анонсы


Контакты

Схема проезда
Контактная информация
1413865, Саратовская область,
г. Балаково, ул. Чапаева 107
Телефон: +7(8453) 44-13-71
Факс: +7(8453) 44-13-71
E-mail: blk@ranepa.ru

Приемная комиссия
1413865, Саратовская область, г. Балаково, ул. Чапаева 107. Отдел по обеспечению работы приемной комиссии и ДПО (каб. 304, 3 этаж).
Телефон: +7 (8453) 44-27-13
E-mail: pcom.ranhigs.bf@gmail.com
Группа вконтакте: vk.com/abiturient_rane_bf
Пресс-служба
Телефон: +7 (8453) 46-21-96
E-mail: monakhova-yv@ranepa.ru
Телефонный справочник
Контакты

Президентская академия – национальная школа управления